Памятка по противодействию коррупции
- Автор публикации Редактор
- Рубрика Новости колледжа
Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Что такое взятка? Взятка – это деньги или материальные ценности, передаваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290), дача взятки (статья 291), посредничество во взяточничестве (статья 291.1).
Мотивы, побуждающие студента дать взятку:
- откровенное нежелание учить предмет;
- излишняя сложность той или иной учебной дисциплины;
- чрезмерная строгость преподавателя.
Причины, побуждающие преподавателя брать взятку:
- падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах;
- снижение статуса педагога в обществе.
Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).
Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо к получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе, за общее покровительство или попустительство по службе.
Посредничество во взятке – непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении, либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Ваши действия в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа):
- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний;
- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;
- поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа;
- не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.
Что следует предпринять вам сразу после свершившегося факта вымогательства?
Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:
Первый вариант – прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.
Второй вариант – встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления.
Следует подчеркнуть, что второй вариант в большей степени согласуется с нормами права и морали, согласно которым зло должно быть обязательно наказано.
Куда сообщить о случаях коррупции:
- Администрация образовательного учреждения
- Правоохранительные органы
Информацию подготовила социальный педагог Оксана Кретинина с использованием Интернет-ресурсов.