Сопровождение студентов из категории детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основная цель работы социального педагога — создать условия для социализации детей-инвалидов, а так же содействовать оптимальному протеканию образовательного процесса.
Социальная работа направлена на оказание социально-педагогической поддержки всем субъектам образовательного процесса, обеспечение условий для личностного развития студентов-инвалидов в течение всего срока обучения в колледже.
Содержание социальной работы представлено следующим образом:
- Взаимодействие с социальными партнерами (центры социализации, органы социальной защиты населения, центр занятости и др.) позволяет решать вопросы социальной поддержки обучающихся из числа детей–инвалидов.
- Организация предоставления студенческого общежития колледжа для временного проживания и размещения. Студентам, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалид с детства места в общежитие предоставляются в первую очередь. А также, с данной категории обучающихся не взимается плата за коммунальные услуги в общежитиях колледжа на основании протокола ССК №5 от 03.06.2022 г. Обучающиеся, категории дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалид с детства освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством
- Организация бесплатного питания (Положение о порядке предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального общего образования, не проживающих в государственных и муниципальных образовательных организациях, учитываются положения части 2.1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
- Работа по адаптации и сохранности контингента в основном направлена на статистический анализ, отражающий различные стороны жизни детей-инвалидов, обучающихся в колледже, на предотвращение правонарушений и защиту гражданских прав детей-инвалидов.
- Работа по повышению мотивации к профессии и учебе в целом осуществляется как через индивидуальную работу со студентами, так и путем коллективного воздействия со стороны законных представителей, родственников и т.д.
- Помощь в трудоустройстве выпускников колледжа включает в себя помощь в решении вопросов трудоустройства.
- Ведение нормативного пакета документов включает в себя отслеживание и пополнение пакета нормативных документов. Осуществляется своевременное оформление приказов по защите социальных прав детей-инвалидов.
- Выплаты
- ПЕРЕЧЕНЬ документов личного дела обучающихся, имеющих инвалидность и/или ограниченные возможности здоровья
Таким образом, социальная работа представляет собой сложно организованный процесс, в который включены все формы, все направления деятельности, регламентированные нормативными документами.
Общее руководство и координацию деятельности социальных педагогов осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Пташинская Эльза Раисовна.
Нормативная документация (региональный уровень):
- Государственная программа Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае»
- Государственная программа «Доступная среда»
- Закон Алтайского края «Об образовании»
- Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования….
- Постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 N 539 «Об утверждении госпрограммы «Содействие занятости населения Алтайского края»
- Приказ Министерства образования и науки Алтайского края №321 от 15.03.2022 года
- Приказ Минобразования и науки АК №258 от 20.03.2023 года
- Приказ Минпросвещения России от 24 августа 2022 г. N 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
- Письмо от 22 апреля 2015 года № 06-443 «О направлении методических рекомендаций»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 104 Об организации образовательной деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции
Локальная нормативная документация:
- Положение о порядке предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся
- Положение о социально-психологической службе
- Положение о стипендиальном обеспечении и иных формах социальной поддержки студентов колледжа
- Положение о щадящей форме текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Положение об организации психолого-социально-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ
- Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Положение об организации текущего контроля, формах, порядке и периодичности проведения аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений
- Методические рекомендации по организации профориентационной работы ПОО с лицами с ОВЗ и инвалидностью
- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ СПО
- Методические рекомендации по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ при получении СПО и ПО
- Разъяснения по организации профобучения лиц с умственной отсталостью
- Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Методические рекомендации по проведению демонстрационного экзамена в процедурах итоговой и промежуточной аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей участников демонстрационного экзамена, в том числе для выпускников, имеющих медицинские показания для создания особых условий сдачи государственной итоговой аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена
- Модельный перечень мероприятий по организации и осуществлению трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ